Все о дополнительных приборах

Каждый правильный тюнер рано или поздно сталкивается с вопросом установки дополнительных приборов в свой болид разной мощности и разной степени завершенности. Не имеет значения, что именно он хочет установить: вольтметр, чтобы наблюдать за напряжением бортовой сети при включенной музыке и неоне, или есть неуемное желание знать температуру антифриза до, внутри, и после радиатора, давление масла, его температуру, давление буста и пр.

Надеемся, ты понимаешь, что лучше озадачиться этими мыслями раньше, чем после того, как новый тюнинг, в уже нерабочем состоянии отправится пугать жителей свалки. Давай попробуем разобраться в том, что меряют те или иные приборы, доступно присутствующие сейчас на рынке, и от чего тебя может уберечь своевременное чтение их показаний. Рассмотрим работу этих сверхполезных приблуд на примере популярной, а главное – точной техники Auto Gauge.

Начнем мы, пожалуй, с вольтметра

Удивительный и незаменимый прибор для измерения напряжения бортовой сети автомобиля. Некоторых работников нашей редакции он неоднократно спасал от поломки за 200 километров от дома в чистом поле. Ставится он достаточно просто, лучше всего считывать показания с проводки, которая находится как можно ближе к аккумулятору. Прибор внедряется в проводку и запитывается от зажигания. Прими к сведению: у каждого допприбора есть несколько основных проводов. Это провода для показаний и провода для включения самого прибора. Здесь и в дальнейшем провода для питания прибора подключаются чаще всего к зажиганию (то есть прибор включается только при включенном зажигании), а провода для считывания показаний – непосредственно к датчику или просто к проводке, как в случае с вольтметром.

Размерность показаний: Вольт.

http://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-0eb12-37114241-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-1128a-37114195-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-faa22-37114200-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-fd789-37114198-h200.jpg

Указатель давления масла + указатель температуры масла.

Практически всегда ставятся вместе, ибо друг без друга предоставляют неполные сведения. Как правило, устанавливаются через специальную вставку в масляную систему. Что может служить первопричиной установки этой парочки? Желание видеть температуру и давление масла при условии, что на панели приборов таких датчиков нет, либо снятие показаний из какого-либо определенного места. Именно последнее в наибольшей степени определяет место внедрения датчика для этих приборов. Кто-то врезает в масляную магистраль обыкновенный тройник, кто-то считывает информацию до или после масляного радиатора (если он есть), кто-то модифицирует сливную гайку в картере двигателя и врезает датчики в нее. Как ты понимаешь, вариантов бесчисленное множество. Предельно ясно, насколько давление и температура масла важны для долгой и счастливой жизни твоего мотора.

Размерность показаний:
для Америки - PSI (фунт на дюйм в квадрате)
для всего остального мира - бар (кг. на см. в квадрате)
Размерность показаний температуры: градусы Цельсия

Кстати, да пригодится тебе следующая информация: 1 бар = 1 кг/см2 = 14.5 PSI (lb/in2)

http://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-9c296-37114284-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-0167a-37114270-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-b51a4-37114226-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-64d12-37114273-h200.jpg

Указатель соотношения бензин/воздух горючей смеси.

Весьма эффектный прибор, особенно в цифровом исполнении, с индикаторами на светодиодах. Считывает показания с лямбда-зонда в выпускном коллекторе, таким образом сопоставляя состав твоей смеси с оптимальным и выдавая тебе следующую градацию: бедная смесь (lean), богатая (rich) или оптимальная (optimal). Эти показания измеряют на станциях технического осмотра инспектора, когда ты получаешь очередной талон ТО (ты же не покупаешь ТО за деньги, не так ли?). Карбюраторные машины анализатором СО с завода не комплектуются, поэтому в таком случае придется потрудиться, то есть врезать датчик в выпускной коллектор и запитать его.

Размерность показаний: штуки, ячейки, цифры, деления.

http://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-d74ce-37114259-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-cc23e-37114245-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-9a45b-37114203-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-d6c48-37114240-h200.jpg

Указатель соотношения бензин/воздух горючей смеси.

Весьма эффектный прибор, особенно в цифровом исполнении, с индикаторами на светодиодах. Считывает показания с лямбда-зонда в выпускном коллекторе, таким образом сопоставляя состав твоей смеси с оптимальным и выдавая тебе следующую градацию: бедная смесь (lean), богатая (rich) или оптимальная (optimal). Эти показания измеряют на станциях технического осмотра инспектора, когда ты получаешь очередной талон ТО (ты же не покупаешь ТО за деньги, не так ли?). Карбюраторные машины анализатором СО с завода не комплектуются, поэтому в таком случае придется потрудиться, то есть врезать датчик в выпускной коллектор и запитать его.

Размерность показаний: штуки, ячейки, цифры, деления

http://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-7b8a4-37114196-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-bc2d0-37114255-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-2f8f2-37114280-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-68c3f-37114248-h200.jpg

А теперь о паре приборов, измеряющих давление (буст) или разрежение (вакуум) во впускном коллекторе, в турбовых и атмосферных моторах соответственно.

Как ты уже понял, давление измеряется в барах. Прибор показывает давление, создаваемое в улитке под действием лопаток насоса (оно же – напор впускаемого воздуха, оно же, в разговорной речи, – «сила, с которой дует турбина»). Причем, измеряют давление перед впускным коллектором – условно говоря, перед двигателем, давая понять пилоту, под каким давлением воздух поступает на впуск. Если ты – владелец турбовой тачки, такой прибор тебе просто необходим.

Что же касается атмосферного двигателя, то здесь измеряется разрежение во впускном коллекторе, то есть величина, показывающая, насколько сильно двигатель всасывает в себя смесь (оно же – противодавление). Например, в некоторых отечественных аппаратах был такой индикатор. Находился он на приборной панели и назывался «эконометр». То есть, чем сильнее разрежение в коллекторе, тем экономичнее ты валишь. Показания для этого прибора, как правило, берутся из впускного коллектора или карбюратора.

Размерность показаний: бар

http://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-37663-37114235-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-ef4f9-37114251-h200.jpghttp://data13.gallery.ru/albums/gallery/251539-68ace-37114262-h200.jpg

Указатель температуры выхлопных газов.

По сути – термометр. Для его установки обычно вваривают гайку в выпускной коллектор, а в этой гайке закрепляют резьбовым соединением сам датчик (такая конструкция, к слову, называется штуцером). На стандартной машине эти показания ни к чему, а в серьезном турбомоторе – просто необходимы. Не каждому охота перегреть улитку своей турбины.

Размерность показаний: градусы Цельсия.

Тахометр.

Он необходим тем, у кого могут возникнуть затруднения при считывании показаний со стандартного, либо тем, у кого он отсутствует на приборной доске. Сигнал для показаний тахометра берется от катушки зажигания, а точнее с низковольтного контакта. Частота импульсов катушки преобразуется с помощью тахометра в знакомые тебе ЭрПиЭмы (rpm, rotations per minute).

Показания: Об/мин

Помимо этих существует огромное количество приборов, которые совмещают в себе показания с разных датчиков, твоя задача лишь выбрать понравившийся и наиболее полезный, тем паче, сейчас на рынке совершенно беспрепятственно, и что самое главное недорого, можно купить приборы таких фирм как «Pro-sport» или «Auto Gauge», которые несомненно займут нужное место в салоне и будут безотказно показывать тебе самую необходимую информацию.

Дерзай, но помни две вещи: датчик считывает информацию, а прибор или индикатор ее показывает. И, как правило, косячит не прибор, а установщик.