Все мы помним эпоху развитого дефицита, когда на возглас «Мужики, масло выбросили!» автолюбители реагировали не менее быстро, чем на «Водку привезли!», и становились счастливыми обладателями заветных банок. О содержимом особо не беспокоились: выбирать было не из чего, да и раздумывать некогда. Так что брали всё подряд – зимнее, летнее, всесезонку. На первый взгляд задача очень проста - заливай то масло, которое рекомендовано производителем и указано в сервисной книжке – и всё. А если ваш автомобиль собрали ещё в прошлом веке? А если вы хотите попробовать что-то из области "супер"?
И, наконец, самое главное – какое автомобильное масло лучше залить: синтетическое или минеральное?
Давайте разбираться. Тут мнения самые различные. Есть даже такое, что «Волга» синтетику не любит: вытекает, мол, по причине малой вязкости.
Любое автомобильное моторное масло – это некая основа, называемая базовой, в смеси с пакетом присадок, которые и формируют их свойства: вязкостные, противоизносные, антиокислительные, противозадирные, моющие и т.д. Какой вид масла заложен в базовую основу, такое масло и получают в итоге: минеральное, синтетическое или нечто среднее, которое в народе называют полусинтетическим.
МИНЕРАЛЬНЫЕ моторные масла являются остаточными продуктами крекинг-процесса нефти, то есть тем, что остаётся после получения бензина, керосина и дизельного топлива. В сущности, это те же углеводородные соединения, только более тяжёлые фракции, в которых содержание серы бывает высоким. Стабильности состава таких моторных масел добиться трудно, так как она зависит от качества нефти и особенностей технологии её перегонки. Это плохо тем, что вязкость каждой партии разная, и технологи пускают в ход специальные присадки с загущающими свойствами. Количество их в каждой партии подбирается индивидуально.
Эти присадки – слабое звено минеральных масел, т.к. под действием высокой температуры они достаточно быстро изнашиваются и автомобильное масло меняет свойства. Буква С в масле МС-20 означает, что масло селективной очистки, буква К (МК-22), что масло кислотной очистки (сернокислотной). Об их качестве говорит тот факт, что на этих маслах работали долгие годы первые советские поршневые вертолёты Ми-1 и Ми-4. Масляная система вертолётов не давала сбоев при температурах окружающего воздуха от -50 до +40 градусов С и высотах полёта от 0 до 4000м.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ автомобильные масла получают путём каталитического синтеза из газов. При этом загущающих присадок либо не добавляют вовсе, либо совсем незначительно. Кроме синтетической углеводородной основы есть полигликолиевая и галогенуглеродная, но очень редко, а львиную долю на рынке составляют масла на углеводородной основе. Синтетическое моторное масло, в отличие от минерального, в течение срока службы почти не изменяет свою вязкость.
ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКИЕ автомобильные масла получают, смешивая основу минерального масла с основой синтетического, при этом последней не более 20-30 %. Тем самым усиливаются свойства минерального масла. Полусинтетическое моторное масло - нечто среднее между синтетикой и минералкой – этакая «синтетика для бюджетников».
Влияние типа масла на стабильность его эксплуатационных параметров показывает эксперимент. Один и тот же двигатель в течение 50 часов работает поочерёдно на синтетическом автомасле 5W40 и минеральном масле от одного российского производителя. В пересчёте на пробег – примерно 4 тыс. км. В ходе эксперимента масло пять раз отбиралось на пробу для замеров параметров вязкости при различных температурах. В результате был построен график и выяснилось, что минеральное моторное масло поначалу теряло вязкость в результате разрушения загущающих присадок, но с определённого момента вязкость начинала расти, так как продукты распада накапливались в масле. При этом стабильной вязкости не наблюдалось. В какой-то степени это соответствует требованиям SAE: для минеральных автомобильных масел допустим разброс вязкости 12,5-16 сСт (в сантистоксах измеряется вязкость моторного масла при 100°С), так что амплитуда колебаний во время эксперимента находится в пределах погрешности измерений (см. рисунок выше).
Читаем внимательно надписи на банках
Основным показателем любого автомасла является его вязкость, об этом говорят цифры на банке. Классифицировать вязкость можно по российскому ГОСТу или по американскому стандарту SAE. ГОСТ понятен: если вы видите на банке, к примеру, «5з14», то перед вами всесезонка. Буква «з» означает, что в масле применены загущающие присадки. 14 – это вязкость масла при 100°С в сантистоксах. Согласно ГОСТу вязкость этого масла может изменяться в пределах 12,5-14,5 сСт. А первая цифра означает ограничение вязкости при -18°С, обеспечивающей нормальный запуск двигателя. Американцы как всегда усложнили. Там по SAE у всесезонки также две цифры, разделённых буквой W. Только они означают диапазон температур, при которых применяют масло и вязкость при 100°С.
Если вы видите 10W40, то это значит, что температура его использования не менее -20°С, а при 100°С вязкость его в пределах 12,5-16,3 сСт. Ну и писали бы впереди нижний предел температуры. Взял банку, посмотрел – и всё понятно. Если бы мы придерживались американской классификации SAE, то зимой в России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке ничего бы не ездило! Классифицируют вязкость минеральных и синтетических масел одинаково, то есть состав масла на цифры не влияет.
Температурные режимы
В момент запуска, особенно зимой, двигатель испытывает колоссальные нагрузки, так как вязкость моторного масла изменяется, причём значительно: например масло 10W40 при температуре 100°С имеет вязкость 14 сСт, а при -18 С – 3500 сСт, то есть более, чем в 200 раз! При вязкости 5000 сСт масло, оставшееся в системе, «дубеет», и схватывает коленчатый вал почище цемента – так называемый порог проворачиваемости коленчатого вала. Единственный выход – греть блок и картер двигателя водой или горячим воздухом, как это делают в авиации зимой. Вязкость автомасла обратно пропорциональна температуре окружающей среды, поэтому хотелось бы иметь при низкой температуре вязкость поменьше, а при высокой – побольше.
Соотношение вязкостей задаётся двумя параметрами:
ТЕМПЕРАТУРНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ – это отношение разности вязкостей при 0 и 100°С к вязкости при 50°С. Чем меньше коэффициент, тем лучше. Для минеральных всесезонных моторных масел он в пределах 5-8, для синтетических масел - 4-6.
ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ – показатель, характеризующий зависимость вязкости от температуры. Эта величина, которая не измеряется в каких-то единицах, а просто число. Чем больше индекс вязкости моторных масел, тем в более широком температурном диапазоне они обеспечивают нормальную работу двигателя. Для минерального масла без вязкостных присадок этот индекс составляет 85-100, а с добавлением присадок и синтетические масла могут иметь индекс вязкости 120-150. У глубокоочищенных синтетических масел индекс вязкости может достигать значения 200.
Поэтому при отрицательных температурах наружного воздуха двигатель на синтетическом масле работает гораздо лучше, чем на минеральном.
В любом случае, выбирая автомобильное масло, помните, что предпочтительнее то, которое рекомендует завод-изготовитель.